ПРАЙМ,
23 ноября 2012 г.
Как вы относитесь к поправкам в УК, касающимся страхового мошенничества? Какие тенденции сейчас наблюдаются в сфере страхового мошенничества? 1720 просмотров
Анатолий Давыдов, начальник управления безопасности ОСАО «РЕСО-Гарантия»:
Положительно, что предложение г-на Лебедева не «заболтали» и оно вышло на законодательный уровень. Первое чтение - это «дежурный» вариант, все существенное будет рассматриваться во втором и третьем чтениях. Здесь могут существенно поменяться как диспозиция, так и санкции рассматриваемого предложения. Законодательно утвержденная поправка в УК к снижению страхового мошенничества не приведет. У нас много статей УК, которые не работают, предупредительное воздействие на потенциальных правонарушителей не оказывают. Изменится структурная составляющая этого вида преступления: уменьшится число мелких (бытовых) видов, число крупных, замаскированных, тщательно подготавливаемых страховых мошенничеств увеличится. Это отдельный вопрос, отдельные пояснения. Главное после принятия поправки в УК - это правоприменительная практика. Здесь три аспекта:
а) кто и как будет применять эту статью? Сегодня, даже при наличии существующей ст.159 УК, борьба со страховым мошенничеством остается уделом самих страховых компаний, правоохранительные органы по-настоящему этим не занимаются. «Футбол» в перенаправлении материалов из подразделения в подразделение, немыслимое затягивание сроков их рассмотрения, отсутствие какого-либо контроля и прочее выходит за всякие разумные рамки. Практика отказов в возбуждении уголовных дел по надуманным, «высосанным из пальца» основаниям - повсеместна. Примеров этому - не счесть. Требуются изменения в Уголовно-процессуальный Кодекс, «выздоровление» органов правопорядка, что затянется еще не на один год).
б) потребуется «поворот» к проблеме судебных органов (начиная от низшего звена до Пленумов Верховного Суда). Сегодня так и не изжит верный принцип (изреченный еще Лениным) о не допустимости существования «казанской законности», «калужской» и т.п. Грустно и смешно смотреть на решения разных судов по делам - «близнецам». Многоэпизодные, в составе организованных групп дела дробятся на отдельные эпизоды, впоследствии прекращаются по малозначительности, за истечением сроков давности и т.п. Разъяснения вышестоящих судебных инстанций в угоду ложной либерализации ответственности работают не на неотвратимость наказания, а на повышение «квалификации» страховых мошенников, формированию вседозволенности у значительной части населения, однажды вкусивших плоды незаконного обогащения.
в) неизбежно требуется на законодательном уровне расширение полномочий структур безопасности страховых компаний. Сегодня только один закон об ОСАГО позволяет страховым компаниям получать информацию о ДТП. В остальном, получение сведений, позволяющих предполагать наличие страхового мошенничества, его масштабы, количество участников и т.п. - дело местной изобретательности.
На протяжении целого ряда лет количество выявляемых (подчеркиваю, выявляемых) мошенничеств только возрастает. В силу обстоятельств, обозначенных в пп.4,5, введением новых страховых продуктов, внесением изменений в процедуры и порядок рассмотрения претензий и др. эти правонарушения тенденций к снижению не имеют.
Наиболее распространены мошенничества по-прежнему в автостраховании как в наиболее массовом страховом продукте. Пропорционально страховое мошенничество имеет место быть в каждом другом страховом продукте.
Виктор Алексеев, заместитель генерального директора СК «МАКС»:
Страховщики и наша компания, в частности, неоднократно на протяжении не менее 7-ми лет «выходили» в различные инстанции с инициативой изменения уголовного законодательства в части ст. 159 УК РФ, т.к. страхование является одним из самых зависимых от мошенников видов деятельности. По оценкам экспертов из числа сотрудников служб страховых расследований крупных страховых компаний мошенничество в общих объемах выплат составляет до 15%. Причем фальсификация с целью получения выплаты производится как профессиональными мошенниками, так и обычными гражданами, по каким-либо причинам нарушившими правила страхования, следствием которых является отказ от страховой выплаты.
Самым большим минусом существующей статьи является отсутствие возможности уголовного преследования граждан на стадии приготовления преступления. Статья предусматривает наказание за оконченный состав, когда страховщик реально понес материальный ущерб от действий мошенников, тогда как в большинстве случаев мошенничество выявляется на стадии рассмотрения документов, заявленных гражданином как страховое событие. Максимум, чем мошенник рискует – это отказ страховой компании от выплаты, без какого-либо наказания в виде лишения свободы. Поэтому они (мошенники) и кочуют от одной компании в другую с одними и теми же битыми машинами и в большинстве случаев добиваются выплаты в менее бдительных компаниях. Более того, идут в суд для взыскания со страховщика денег (наиболее это распространено у «поджигателей» застрахованного имущества).
Правоохранительные же органы в подавляющем большинстве случаев отказываются от рассмотрения заявлений страховщиков, прикрываясь определением о том, что это хозяйственные споры.
В новой же редакции статья выделяет «страховое мошенничество» в отдельный вид и признает действия гражданина преступными уже на стадии подготовки документов, либо совершении действий, направленных на необоснованное получение страхового возмещения.
Внесение новой статьи в уголовный кодекс будет безусловной победой для страхового сообщества, хотя иллюзий в том, что мы тут же победим мошенников, страховщики не испытывают, но дополнительный инструмент, безусловно, получат.
Алексей Бебнев, начальник управления по противодействию страховому мошенничеству СК «Альянс»:
Мы, безусловно, с одобрением относимся к поправкам в УК в части страхового мошенничества. Их принятие, несомненно, приведет к снижению уровня страхового мошенничества, т.к. будут введены серьезные санкции в виде штрафов и лишения свободы. Что касается тенденций, здесь можно говорить о развитии межрегионального мошенничества. Так например, недобросовестные граждане могут приобрести полностью «убитый» автомобиль в США, через своих знакомых поставить его на учет в Твери, застраховать его через брокера как авто без повреждений и заявить об угоне в Москве. В этом случае злоумышленники рассчитывают, что их дело затеряется в общем большом объеме осуществляемых проверок сотрудниками СБ, а региональный разброс и малый срок, отведенный законом на урегулирование убытков (15 дней), позволят им избежать уличения в мошеннических действиях. Трудно говорить о глобальных новых тенденциях, так как вспышки новых видов мошенничества возникают одномоментно в каком-то конкретном регионе (мошенничество при страховании вкладов, подделка полисов), а не охватывают весь страховой рынок. Традиционно самый популярный среди мошенников сегмент – автострахование.
Владимир Кукушкин, менеджер по расследованиям и суброгации ЗАО «Чартис»:
Предложенный Верховным Судом РФ Законопроект, по моему мнению, следует рассматривать как первый шаг в признании факта существования такого рода преступлений. Однако рассчитывать на то, что потенциальные мошенники, прочитав УК, откажутся от совершения преступлений, по меньшей мере, наивно.
За последние годы роль страхования на российском рынке заметно возросла – изменилось отношение людей к необходимости наличия страховой защиты, расширился список видов страхования и т.д. Вместе с тем растёт и количество мошеннических действий по отношению к страховым компаниям.
Нередки случаи подтасовки документов, предоставления неверной информации с целью получения страхового возмещения, превышающего сумму ущерба. Практика показала, что суды зачастую выносят решения в пользу страхователей, не принимая во внимание возражения страховых компаний относительно того, при каких обстоятельствах был получен ущерб и какие документы прилагаются. В частности, Верховный суд в своих Обзорах судебной практики закрепляет именно такую позицию.
Вместе с этим, со стороны контролирующих органов к страховым компаниям предъявляются всё более жёсткие требования, касающиеся сроков исполнений обязательств.
Такие условия – благодатная почва для развития мошенничества. За короткий срок страховщик должен изучить материалы, проверить, оценить и выплатить возмещение и при этом ничего не нарушить.
Виды мошенничества можно условно разделить на три группы:
Неподготовленное мошенничество – совершается, как правило, когда произошёл ущерб, подпадающий под исключение из правил страхования, либо оформление ущерба с нарушениями. Спланированное мошенничество – заранее планируется с целью получения возмещения за ущерб, который имел место, но договор страхования при этом не заключался. Профессиональное мошенничество – заранее подготовленное и совершаемое профессиональной группой, где каждому участнику отводится своя роль. И если бороться с 1 и 2 группой мошенников у страховых компаний ещё как-то получается, то с профессионалами бороться практически невозможно. Данные преступные группы хорошо подготовлены юридически и технически, умело используют все особенности правил страхования, законодательства, вступают в сговор с представителями правоохранительных органов. Речь в таких случаях, как правило, идёт о крупных суммах.
На мой взгляд, для получения реальных результатов по противодействию страховому мошенничеству необходимо принимать комплексные меры: расширение полномочий страховых компаний в части проведения расследований и взаимодействия с правоохранительными органами, внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательство, в том числе и в ГК РФ. Без этого достигнуть желаемого эффекта будет затруднительно.
Вся пресса за 23 ноября 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Страховое мошенничество
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|